vendredi 1 juillet 2011

Израиль, или прощание со стереотипами


Цель моей поездки была вовсе не туристической, однако мне удалось провести три незабываемых дня «туристического паломничества» в земле обетованной. Именно этими впечатлениями я хочу поделиться.
Начну с того, что Израиль оказался совершенно иным, чем я его себе представляла по рассказам побывавших там соотечественников и информационным блокам в утренних новостях. Так что было настоящее прощание со стереотипами (в первую очередь, моими собственными).


Стереотип 1. Приезжайте в аэропорт за 2 часа до вылета самолета, и будет Вам счастье.

Сбор группы был назначен за 3 часа до рейса, однако я решила не обращать внимания на указанное время, сочтя это излишней предосторожностью. А зря. Приехав как обычно, я застала паникующую группу у регистрационных стоек. Приезжать действительно нужно было раньше, т.к.:
А) до регистрации каждый пассажир обязан пройти интервью с представителями израильских властей, которое длится от 5 минут  до бесконечности.
Б) случается, что на рейсы израильских авиакомпаний подается билетов больше, чем есть мест. Каким образом – непонятно, но факт остается фактом: мест половине нашей группы не хватило.
Завершилось все благополучно – несколько зарегистрировавшихся пассажиров передумали лететь этим рейсом, так что за 10 минут до вылета оставшимся нашим товарищам удалось пройти регистрацию.

Стереотип 2. В Израиле все (ну или почти все) говорят по-русски.
В этом меня долго убеждали здесь, в России, но на деле все оказалось несколько иначе. Конечно, русская речь иногда встречалась. Однако в сфере услуг были представлены, в основном, иврит, арабский и английский. Русский – крайне ломаный. Так что во время ночного перелета мне приходилось время от времени выполнять роль медиума между соседями и экипажем самолета.

Остановим на минуточку борьбу со стереотипами. В аэропорту Тель-Авива нас радушно встречали организаторы, вручив каждому по шикарнейшей розе. К слову сказать, эти розы, протомившись целый день без воды в душном автобусе, прожили затем неделю в вазах с водой, так и не завянув до нашего отъезда. Сделано в Израиле. Респект.

Погрузившись с розами и чемоданами в некое подобие отечественных маршруток, мы направились через пол-Израиля к долгожданным берегам Мертвого моря.

Стереотип 3. Мертвое море – это красиво и дорого.
Мертвое море на деле оказалось лужей посреди безжизненной пустыни с торчащими из воды трубами косметических фабрик, поросшими солевыми сталактитами. По крайне мере так оно выглядело издалека. Конечно, вблизи отелей, лечебниц и прочих оздоровительно-развлекательных заведений отдыхающим создаются вполне комфортные условия в виде цветущих на искусственной почве садов, витиеватых дорожек, бассейнов и пляжных баров (фито-баров, ничего не подумайте!), однако в естественных условиях Мертвое море представляет собой довольно унылое зрелище.
Что касается цен на отдых у Мертвого моря, то сказать, что в московских агентствах они завышены – ничего не сказать. Приведу лишь такой пример: отдохнуть пару дней в отеле на соляных берегах может позволить себе даже безработный на свое пособие.
Стереотип 4. На Мертвом море невозможно обгореть, поскольку оно располагается почти на полкилометра ниже мирового уровня моря.
Так, по крайней мере,  утверждали местные жители. Убедиться в обратном мы смогли уже через пару часов…. Подробности, я думаю, здесь неуместны.

Обгоревшие, но счастливые после обильного обеда из средиземноморских и арабских блюд, мы направились в Иерусалим.
 
Иерушалаим, Шалем, Сион, Град Давида, Белый город, Золотой город, Вечный город, аль-Кудс, святыня трех религий… Десятки названий и эпитетов древнейшего города, пережившего смену тысячелетий, расцветы и падения царств и династий.

За более чем 3500 лет своей истории Иерусалим разрушался и отстраивался заново 80 раз. Впечатляет? Меня тоже.


 
Стереотип 5. Иерусалим – город разрухи, грязи и нищеты.
Уж не знаю, откуда возникло такое мнение, но оно в корне неверно. Город Иерусалим прекрасен, светел и чист. Удивительная атмосфера, царящая в Старом городе, распространяется и на так называемый Новый город, что во многом обусловлено особенностями архитектуры. В соответствии с постановлением британского правительства во времена британского мандата все здания и мостовые города облицовывались белым иерусалимским камнем – тем самым, из которого город строился испокон веков. Это правило действует и по сей день, благодаря чему возникает ощущение, что границы между эпохами стираются, и город становится един в своей вечной красоте.
И все же наибольший интерес для туристов представляет Старый город – столица древней Иудеи, помнящая царствование династии Птолемеев, империю Александра Македонского, владычество Древнего Рима, позже Византии, Арабского халифата, походы крестоносцев, завоевание Османской империи, захват британцами.


История оживает на узких улочках старого Иерусалима, фрагменты культур и цивилизаций смешиваются в калейдоскопе домов, храмов различных конфессий, памятников религиозного искусства, расположенных в самой гуще современной жизни и парадоксально перемежающихся с ее обычными проявлениями: овощным рынком, многочисленными кафе и ресторанами, лавочками с разным скарбом, причем не только туристическим.
   




  








   
  Все это складывается в причудливую мозаику, от которой с непривычки кружится голова – как у заядлого городского жителя, впервые выбравшегося на чистый горный воздух. Однако стоит лишь попривыкнуть немного, и уже не можешь оторваться, пытаясь вобрать в себя как можно больше зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений. Наверное, про каждый камень Старого города можно написать целую книгу – такой концентрации исторически ценного на квадратный метро я еще не встречала.

Стереотип 6. Иерусалим – место христианского паломничества.
Вовсе не только. В городе расположены святые места, привлекающие паломников со всего мира и являющиеся ключевыми для представителей трех религий.

Для христиан всех конфессий это, в первую очередь, Храм Гроба Господня, где расположены места распятия, омовения и погребения Иисуса Христа и который поделен между шестью конфессиями христианской церкви. За каждой из них закреплен свой придел и определенные часы для службы.  Во избежание дополнительных конфликтов и недоразумений, ключи от храма вот уже 900 лет хранятся в одной арабской семье, при этом право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье.


    
      
 Для мусульман такими важными религиозными памятниками являются Купол Скалы и мечеть Аль-Акса. Внутри знаменитого купола находится камень –  выступ скалы, с которой по преданию вознесся пророк Мухаммед. В соответствии с иудейскими писаниями на этом камне располагался Ковчег Завета, с него же началось сотворение мира.

     
   
Иудейскими святынями являются Храмовая Гора и Стена Плача – символ веры и надежды многих поколений евреев.
На фото - стена плача, мужская сторона.


   
Храмовая гора является самым святым для иудеев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.
Интересный факт: на сегодняшний день Старый Иерусалим разделен на четыре сектора или квартала - мусульманский квартал, христианский квартал, еврейский квартал, армянский квартал. Каждый из них это город в городе, или даже страна в городе – со своими законами, культурой, границами, за которые не всегда просто попасть… Но мне в силу интернациональной внешности удалось побывать в святая святых всех четырех ))

На фото - переход между еврейским и арабским кварталами.


  
Стереотип 7. Евреи и арабы не могут жить дружно.
Опровержение этого расхожего мнения расположено в самом центре Израиля на середине пути между Иерусалимом и Тель-Авивом. Называется оно Neve Shalom - Оазис Мира (Невe Шал-ом (иврит) / Вaaх-aт и-сал-аам (араб)) - деревеня, совместно созданная евреями и палестинскими арабами израильского гражданства и вовлеченная в образовательный процесс ради мира, равенства и понимания между двумя народами. Главой администрации поочередно избирается то араб, то еврей, все судьбоносные решения принимаются Советом, в котором заседают в равных количествах представители обоих народов. В Неве-Шалом одна школа и один детский сад, праздники – и мусульманские, и иудейские – отмечаются совместно, в общем, идиллия.
 
Идиллическому настроению способствуют и живописные пейзажи, окружающие деревню. Неве Шалом расположен на возвышенности, откуда открывается красивый панорамный вид на долину Аялон и монастырь молчальников в Латруне (где проводятся молебны и песнопения, в том числе и на русском языке).

На бобовом поле, начинающемся прямо за последним домом, пасутся овцы, козы, куры и – внимание! – настоящие верблюды.  Вдоль дороги раскинулись цветущие мимозы, зреющие лимоны, апельсины и кумкват. Щедрое солнце, плодородные земли – чем не условия для процветания дружбы народов?
      
  Неудивительно, что именно в Неве-Шалом мне посчастливилось участвовать в настоящей ягье – древнем ведическом обряде жертвоприношения, распространенном ныне в индуизме.
 
В общем-то, на этом культурно-туристическая часть моего путешествия физически закончилась, однако влияние полученных впечатлений я чувствую до сих пор. Посетить эту удивительную страну рекомендую всем настоятельно.

Храм слезы Господней. По легенде накануне предательства Иуды именно на этом месте плакал Иисус, в последний раз глядя на любимый Иерусалим и предрекая ему скорую гибель.


А этим невзрачным оливам в Гефсиманском саду более тысячи лет. Кто бы подумал.


Мне очень понравился Храм всех наций. Хоть не древний, но красивый, правда.



Накануне отъезда из Иерусалима бродили в поисках музея ислама и забрели в арабскую деревню. По пути встретили массу красивостей.
        

Некоторые из учителей
Б.В.Госвами Махарадж


Рами Блект

Т.И.Сизикова



Рами Блект, Т.И.Сизикова, Гета Рашранович, Борис Рогозин, Сергей Аваков, Ася Мигдаль


И вот наконец аэропорт. Ночь. Я продираюсь сквозь огромную очередь и натыкаюсь на нечто, что изменило мою жизнь. Громко сказано? Возможно. Но именно увидев эту рекламу после вдохновенной недели в Израиле я решила, что буду жить во Франции ближашее время.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire