lundi 20 septembre 2010

Basquiat comes back / Баския возвращается


Этой осенью нет ничего лучше, чем  сбежать от городской суеты на парижский музейный холм.  После прогулки по музею «Сите архитектуры», музею на набережной Бранли и Токийскому дворцу, позвольте себе новое удовольствие – посетите парижский храм современного искусства, горделиво возвышающийся над Сеной. По случаю 50-летия со дня рождения Жана-Мишеля Баския Музей современного искусства посвящает ему самую масштабную выставку, когда-либо проводившуюся во Франции. Более сотни произведений повествуют о корнях граффити и истории этого звездного художника, пионера нью-йоркского андерграунда 80-х.
Он молод, красив, чернокож и бескомпромиссен. Он принимает наркотики, бомбит красками стены метро и разукрашивает Манхэттан. Он рисует неисстово, совершает революцию в живописи, становится иконой в 25 и умирает от передозировки в 27. Настоящий гений, современный Икар, он слишком быстро достигает вершины славы. 


Паренек из бруклинского пригорода, сын имигрантов с Гаити, Жан-Мишель Баския прожил жизнь как комета, оставив за собой сияющий след своего творчества, восставшего против эпохи. Бунтарь до кончиков дредов, он пишет в кажущемся примитивным наивном стиле, полном рвущейся наружу энергии. Картины, рисунки и другие объекты творчества, объединенные выставкой, раскрывают различные этапы творчества художника, который до того, как ворваться в нью-йоркскую богемную тусовку, подписывал свои настенные росписи граффити-именем SAMO, что расшифровывается как »Same Old Shit» («То же старое дерьмо»). Краски отчаянно кричат с его картин о том, что вдохновляет Баскию – о культуре Вуду, примитивном искусстве, теме расизма и смерти.
В начале 80-х годов этот крик отчаяния поражает Энди Уорхола, занятого в то время борьбой против статуса-кво господствующих в искусстве минимализма и абстракционизма. Это знакомство стало для Баския судьбоносным. Король поп-арта никогда не пытался влиять на своего протеже, он просто дал ему заслуженную трибуну – оправу для необработанного бриллианта.

Так Баския официально становится живой иконой городской контр-культуры. Он с грохотом приводит улицу во внутренние покои американской буржуазии. Его граффити поселяются в галереях и музеях, среди которых знаменитый музей Уитни в Нью-Йорке, сделавшим Баскию первым чернокожим художником своего Биеннале в 1983 году. Столь стремительный взлет –  большая редкость в жизни художников. Сразу два европейских музея посвящают ретроспективы креольцу с непослушными волосами и мыслями, которому едва исполнилось 25. Вместе с Джеффом Кунсом, Энди Уорхолом, Дамиеном Хирстом и Марком Ротко, Баския, чей последний рекорд стоимости (14,6 миллионов долларов) зафиксирован Сотбисом в 2008 году, становится постоянным участником аукционов современного искусства.
Опьянение его творчеством столь же интенсивно, как его скоротечная жизнь. В 27 лет художник умирает от передозировки героина и кокаины, которые он смешивал столь же смело, как и краски. Уйдя в том же возрасте, что Джим Моррисон, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс, он становится духовным братом этих легендарных личностей, чья скоропостижная смерть укрепила сложившийся миф. Музей современного искусства отдает дань почтения силе его гения. Крик Баския продолжает звучать.

Парижский Музей современного искусства / Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris 11, avenue du Président Wilson, 75116 Paris, Тел. 01 53 67 40 00 www.mam.paris.fr Выставка с 15 октября 2010 по 30 января 2011


Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire